Как 10 тысяч обманутых киевских инвесторов смогут получить свое долгожданное жилье, кто поможет украинской молодежи наконец решить квартирный вопрос при помощи новых законов? Об этом и многом другом в интервью “КиевVласть” рассказал народный депутат, экс-глава государственной строительной корпорации “Укрбуд” Максим Микитась.
Афера в шесть “Элита-Центров”
KV: Сейчас только и разговоров, что о громких уголовных делах в отношении строек Анатолия Войцеховского. Тысячи людей рискуют остаться без обещанного им жилья. Можно ли говорить, что катастрофа уже неизбежна, а нам остается лишь наблюдать за ее развитием? И сможет ли рынок новостроек оправиться от такого серьезного удара?
Максим Микитась: Конечно, сложившаяся вокруг объектов “Укогруп” ситуация не может не вызывать беспокойства у остальных участников рынка. Ведь застройщики-аферисты бьют по репутации всех строителей. Если один крупный игрок начинает играть не по правилам, доверие рискуют потерять и все остальные.
Тем более, перспективы вырисовываются не радужные. По данным Киевской горгосадминистрации (КГГА), без жилья могут остаться около 10 тыс. инвесторов. Только вдумайтесь - это в шесть раз больше числа пострадавших вследствие аферы “Элита-Центра”!
Еще один важный момент, который вскрылся, когда делам дали ход, - непрозрачность отношений в строительной сфере, возможность пойти обходным путем. Оказывается, пока один застройщик честно проходит экспертизы, получает разрешение на проведение строительных работ, и уже потом заводит рабочих и технику, второй может самовольно “застолбить участок”, стахановскими темпами выстроить несколько этажей, а уже потом отстаивать законность строительства через суд.
И мы же все прекрасно понимаем, что компетентные органы годами были в курсе ситуации, но ничего не предпринимали. Коррупционная составляющая налицо.
KV: Так что же будет со стройками Войцеховского? Где поставить запятую в словосочетании “сносить нельзя достроить”?
Максим Микитась: Это во многом зависит от гибкости местных властей и государственных органов, их готовности идти на уступки во имя здравого смысла и рассматривать каждый проект индивидуально. Например, если дом построен незаконно, но соответствует всем техническим требованиям и нормам безопасности - стоит ли его “консервировать”, лишая сотни обманутых семей жилплощади, за которую они заплатили?
О сносе я вообще не говорю – принуждение застройщика может затянуть процесс на долгие годы. У властей же для сноса нет ни средств, ни до конца понятного механизма. Слишком уж несовершенна законодательная база, чтобы можно было быстро и эффективно решать такие болезненные вопросы.
С другой стороны, достроить тоже можно далеко не всегда.
Воскресить стройки можно
KV: Но вы ведь неоднократно заявляли, что застройщики должны браться за чужие недострои. В мэрии, к слову, уже поговаривают о привлечении других застройщиков.
Максим Микитась: Беда в том, что одного желания или опыта здесь недостаточно. Даже если руководитель предприятия сам придет в Киевсовет и скажет: “Я готов закончить проект”, это мало что изменит. Да, корпорации “Укрбуд” удалось всего за пару лет закончить четыре чужих недостроя (“Лесной”, “Парк-холл”, “Горький”, “Артемида” и “Герцен-Парк”, - KV).
Но важно понимать, что эти объекты от первого до последнего дня строились законно, и зачастую строительство останавливалось из-за банальных проблем с финансированием. И даже в этих условиях воскресить стройки было очень непросто. Приходилось переделывать проекты, закрывать огромное количество юридических вопросов, отдельно работать с каждым пострадавшим инвестором.
Поэтому если кто и возьмется за чужой недострой, то, естественно, выберет тот, который строился на законных основаниях. А таких объектов хватает - только по Киеву полторы сотни. И даже среди них не все можно достроить. Ни один здравомыслящий руководитель не заставит предприятие работать себе в убыток, а по некоторым объектам, как ни крутись, не получится даже выйти в ноль.
Читайте: Столичные недострои: как нужно решать проблему
Ситуация с проектами “Укогруп” может оказаться еще сложнее. Часть из них построена с вопиющими нарушениями строительных норм. Как туда заселять людей, если жить в этих домах попросту опасно? В таких случаях уже вряд ли получится что-то сделать.
Если же единственная проблема в отсутствии разрешительных документов, надежда остается. При индивидуальном подходе всегда есть шанс найти решение, какой-то законный путь. Хотя задача эта не из легких. Каким-то одним распоряжением вопрос не решить, а насильственное “узаконивание” незаконного строительства - это очень опасный прецедент.
С другой стороны, игнорировать проблему тоже не выйдет, так что работу предстоит провести очень серьезную. Плюс надо как-то “заманить” застройщиков. Это, как я вижу, возможно только при предложении каких-то уступок со стороны властей – в вопросах паевого взноса, помощи с подключением к сетям и т.д.
KV: Вы часто говорите, что действующая законодательная база несовершенна и требует доработки. Например, в вопросе того же упомянутого вами паевого участия. Но с сентября вы уже сами сможете заниматься законотворчеством в парламенте. С чего конкретно собираетесь начать, какой комитет присмотрели? Некоторые за глаза уже успели окрестить вас “строительным лоббистом”.
Максим Микитась: Если человек хорош в каком-то деле, то ему незачем сворачивать с выбранного курса. Я уверен, что полезнее всего буду на том месте, где смогу максимально эффективно применить свои профессиональные навыки.
Я действительно собираюсь участвовать в разработке законопроектов, связанных со строительством. Но моя задача состоит не в том, чтобы облегчить жизнь застройщикам, а в том, чтобы навести порядок в отрасли, установить четкие, прозрачные и понятные механизмы работы.
Поэтому, если кому-то удобно причислять меня к некоему “строительному лобби”, я не против. Лишь бы не забывали, что мое лобби - это вся строительная сфера в целом, которая продолжает жить и тянуть экономику даже в кризис.
Читайте: Ольга Балицкая: “Новый Порядок расчета паевого участия отберет у депутатов право раздавать застройщикам скидки”
Я считаю, что нужно как можно скорее начинать решать проблему обеспечения наших граждан жильем. Поэтому буду активно работать над законопроектами касательно субсидирования, строительства социального жилья, молодежного кредитования.
Кроме того, на меня надеются жители Черниговщины, которые избрали меня народным депутатом. Поэтому у меня на повестке дня еще развитие дорожной сферы области и транспортного сообщения в сельских районах.
Обойдется без сюрпризов
KV: Но мы хорошо знаем, что имплементация законов - дело крайне неторопливое. Куда интереснее узнать, что ждет строителей в ближайшем будущем, особенно в контексте постоянных скандалов.
Максим Микитась: Понятно, что любые крупные скандалы бросают тень на отрасль и не способствуют ее развитию. Но у нас вообще почему-то давно принято демонизировать строительные компании независимо от законности их деятельности, а слово “застройщик” приобрело негативный смысл.
Ситуация для цивилизованного Запада, на который мы все равняемся, совершенно невероятная. Я не представляю, чтобы, скажем, в Германии кто-то осаждал строительство, которое ведется с полным пакетом разрешительной документации. У нас же это норма, да еще и депутаты подключаются.
Их бы запал - да в созидательное русло. Напомнить бы им, что строительство веками стояло у истоков здоровой и успешной экономики. Строитель - он же не только сам зарабатывает, он еще и дает работу десяткам специалистов из других отраслей. От производителей стройматериалов, строительной и бытовой техники, мебели до дизайнеров интерьеров, риелторов и технических специалистов. Перечислить всех просто невозможно.
Читайте: Максим Микитась: строительный бум у Киева еще впереди
Поэтому нормальное развитие строительной отрасли - это прогресс всего общества. А последние месяцы и без того были для наших строителей не очень успешными - после резкого всплеска покупательской активности в 2014 году, связанной с желанием вложить стремительно обесценивающиеся гривны в недвижимость, спрос на жилье серьезно упал и долгое время держался на довольно низком уровне. Только сейчас рынок перестает лихорадить, и он начинает понемногу выравниваться.
KV: Означает ли это, что изменится цена квадратного метра? Чего ждать покупателям?
Максим Микитась: На какие-то серьезные изменения я бы не рассчитывал. Рынок жилья пусть и стабилизируется, но экономическая ситуация в стране по-прежнему остается очень непредсказуемой. У многих наших соотечественников заметно снизился уровень доходов, и спрос на жилье все еще слишком мал, чтобы строительные компании пытались повысить цены.
С другой стороны, опускаться стоимости квадратного метра тоже уже некуда - застройщики и так закладывают в цену самый минимум. Так что тем, кто все еще сомневается, я советую не затягивать с покупкой жилья: дешевле уже не будет, а недвижимость всегда надежнее хрупкой национальной валюты.
Прокомментируйте первым