Эксклюзивное интервью Главы правления — президента ЧАО «Холдинговая компания «Киевгорстрой» Игоря Кушнира агентству «Интерфакс-Украина»
Как повлияло на «Киевгорстрой» ужесточение конкуренции на рынке жилья в Киеве в прошлом году?
В Киеве в прошлом году появилась, как мне кажется, нездоровая конкуренция. На рынок с проектами вышло много мелких предприятий, которые строят от безысходности. Как говорят – не знаешь чем заняться, начни строить. Какие будут результаты их строительства — время покажет, но думаю, ничего хорошего из этого не получится.
Рано или поздно придется все достраивать. К примеру, мы уже пытались договориться о достройке объекта на Здолбуновской, это бывший объект Войцеховского, но пока безуспешно, очень много подводных камней. Главными толчками для роста конкуренции в прошлом году стали средства частных инвесторов, которые не могут их вывести за границу, и легализация денежных средств путем инвестирования в строительство. Вообще это чуть ли не единственный способ их легализации. Да, конкуренция появилась, но по цифрам, которые показала наша компания, я не вижу никаких ухудшений. Мы работаем стабильно, наращиваем производство. В прошлом году начали строить пять новых объектов, и еще семь начнем в этом году. В целом, «Киевгорстрой» в 2017 году сдал более 300 тыс. кв. м. По сравнению с 2016 годом объемы реализации в квадратных метрах увеличились на 15%, в денежном выражении — на 10%. В этом году планируем сдать 450 тыс. кв. м. За последние пять лет 2018-ый станет рекордным по объему сданных площадей.
Какие основные финансовые показатели компании по итогам года?
Итоговые финансовые показатели компания готовит к ежегодному собранию акционеров, поэтому пока их нет. Но уверяю, что они будут не ниже, чем в прошлом отчетном периоде.
Сколько инвестиций вложено в проекты компании в 2017 году? В связи с планами увеличения объемов строительства в 2018 году, как может вырасти эта сумма?
Около 4 млрд грн. Надеюсь, что в 2018 и в последующие годы эта цифра будет расти в арифметической прогрессии. А как будет по факту, покажет время.
Вы финансируете проекты за счет собственных средств или также привлекаете кредитование?
У нас открыты кредитные линии с тремя банками – «Глобус», «Укргазбанк» и «Кристалбанк». Но мы ими практически не пользуемся, только в очень редких случаях.
У «Киевгорстроя» самый серьезный показатель — капитал. Мы имеем большой запас прочности – если даже сегодня потребители полностью прекратят покупать жилье, я уверен, что «Киевгорстрой» спокойно закончит все объекты и передаст инвесторам.
Чем будут отличаться ваши новые проекты от предыдущих?
Конкуренция стимулирует развитие, увеличение качественных показателей. Чем она выше, тем лучше качество, новшества, дополнительные преференции для покупателей.
Поэтому в новых наших проектах будут некоторые новации: солнечные батареи, которые позволят жителям не платить за освещение мест общего пользования, новые входные двери с улучшенной системой безопасности, зарядки для электрокаров.
В конце прошлого года «Киевгорстрой» вывел на рынок масштабный проект мини-города Svitlo Park возле м. Выдубичи. Как он впишется в большую промышленную зону, действующую неподалеку?
Промышленная зона размещена на «Теличке», мы сейчас говорим о двух разных районах. Кстати, там у нас также действует две производственные площадки «Киевгорстроя». Что касается Svitlo Park, он не находится в промзоне. Да, там есть несколько маленьких производственных предприятий, но они будут перенесены. Все будет красиво и аккуратно. Ничего похожего на производство там не будет.
Вы не рассматривали вопрос переноса своих производств с «Телички»?
Пока не будет генплана, нет никакого смысла этим заниматься. Сделать ДПТ этого района нереально. Там много хозяев, у всех частные территории. Собрать их всех в кучу и договориться, что вот тут будет садик, тут – дорога, тут – школа, без генплана нереально. Я хотел на месте наших предприятий построить дома, но пока нет генплана – это сделать невозможно.
Но вы, как ключевой игрок на строительном рынке Киева, и городская компания, пытаетесь лоббировать ускорение процесса принятия генерального плана?
Пытаемся. Лоббируем. Просим депутатов об ускорении разработки генплана. Главный архитектор усердно работает с утра до вечера — надеюсь, у них когда-нибудь это получится. Но для того, чтоб это случилось, должны сойтись звезды (улыбается).
Как изменился законодательный фон для строительной отрасли в прошлом году, были нововведения, ощутимые для вас?
Конечно, да. У меня такое впечатление, что законодательные органы живут отдельно, строительная отрасль — отдельно. У них свои задачи, которые они успешно решают, но тем самым мешают развиваться строительной отрасли. Помимо того, что в государстве действуют протестные настроения, которые не дают работать, помимо постоянных проблем с землей — с отводом участка иногда приходится возиться два года – нет генплана, когда он необходим, потому что все строят где-попало, власти придумывают всякие законы. К примеру, требование о декларации денег при покупке жилья. Откуда ее взять, если человек копил всю свою жизнь? Банки не принимают платежи, люди бегают с ними по кругу по разным банкам. Это очень большая проблема, ведь только 10% инвестиций в строительство нашей компании составляют фирмы, 90% — частные инвесторы. Но есть и много других законов, которым мы «радуемся» каждый день.
С 2016 года Лев Парцхаладзе возглавил строительное направление в Минрегионе. Он также является выходцем из строительного рынка. Возможно, это как-то облегчает общение бизнеса с властью?
Мы давно знакомы и когда он стал заместителем главы Минрегиона, предоставили ему наше видение относительно желаемых изменений в регулировании строительного рынка. Мне хотелось бы верить, что они все это сделают. Если хотя бы 30% наших предложений будет реализовано, это уже большой позитив.
Сколько земли сейчас находится в активе «Киевгорстроя»? Как вы ищите землю для своих проектов?
Сейчас есть 31 участок, на котором реализуются жилые проекты. Еще девять участков на стадии проектирования, их мы презентуем позже. Общий объем строительства по проектам составит около 4 млн кв. м. В большинстве случаев, мы покупаем у частных собственников. Никто никаких преференций нам, как городской компании, не дает. В Прибалтике застройщиков носят на руках. Если ты купил участок, за полгода у тебя будет разрешение, потом два года ты строишь, никто не приходит что-то проверять. После завершения строительства все деньги идут на погашение затрат, и только после того, как ты вернул инвестиции, начинаешь платить налоги государству.
«Киевгорстрой» не планирует активное строительство в регионах?
У нас сейчас есть один проект в Одессе, один в Тарасовке (Киевская область). Первый – это ЖК гостиничного типа Costa Fontana в экологически чистой зоне рядом с морем. Это элитная недвижимость, которую можно превратить в жилой бизнес, а можно приобрести для себя и навсегда решить вопрос с отдыхом на море. В целом, правление компании приняло решение, что мы должны строить именно в столице. Само название «Киевгорстрой» говорит о том, что мы строим Киев. В Одессе есть свой«Киевгорстрой» и люди там относятся к нам точно так же, как в Киеве – к любому другому региональному застройщику.
Какова доля ипотеки в продаже жилья вашей компании? Наблюдается ли тенденция роста использования данного инструмента покупателями?
В прошлом году доля покупок по ипотеке составила 15%. В 2016 г. по ипотеке не было договоров вообще. Мне тяжело что-то прогнозировать, но чтобы ипотека набирала популярности, должна быть экономическая стабильность в стране. Сейчас другого инструмента нет, поэтому мы работаем с ним. Еще около 25-30% покупателей в 2017 г. брали рассрочку. В 2016 г. этот показатель был немного меньше. Связано с тем, что в прошлом году «Киевгорстрой» выдал на рынок ряд новых объектов, срок рассрочки на которые достаточно длинный. А так же в связи с расширением ассортимента реализации.
С какими игроками на рынке вы имеете наиболее тесное сотрудничество?
Мы работаем с первой десяткой крупных строителей: есть совместные проекты с компаниями КАN Development, «Укрбуд», «Ковальская», три общих проекта со Stolitsa Group, шесть – с BUD development.
Насколько ощутима проблема с кадрами в вашей компании?
Такой текучки кадров, как в прошлом году, у нас не было никогда. Уходят целыми бригадами по 10-15 человек, уезжают за границу. В каждом польском городе есть контора, которая принимает и трудоустраивает работников. Потом их отправляют во Францию, другие страны ЕС. Мы конкурировать с их зарплатами не можем.
Многие эксперты прогнозируют, что рынок будет укрупняться, в том числе, за счет поглощения застройщиками небольших компаний. Согласны с этим мнением?
Я не поддерживаю такое мнение. Думаю, будут уходить мелкие компании, большие расширяться или работать самостоятельно — это вопрос. Но укрупнения за счет поглощения не будет. У нас есть определенные площадки, рядом с которыми строят непонятные компании. Когда мы успеваем за два года построить 150 тыс. кв. м, они мучают один подъезд девяти- или десятиэтажки два года до нас, два года во время нашего строительства и неизвестно еще, когда они собираются это заканчивать.
Как, по вашим прогнозам, будет развиваться рынок жилья в 2018 году?
Еще пять лет назад мы подсчитали, что нужно построить около 30 млн кв. м для удовлетворения потребностей Киева. В коммунистические времена, когда строительство шло сумасшедшими темпами, добавлялось 0,35 кв. м жилья на человека в год. Сейчас застройщики дают 0,1 кв. м/чел. в год. По статистике, на одного человека приходится 17 кв. м. По сравнению с нашими соседями это очень мало. Я считаю, что строительство будет и далее активно развиваться – в год будут сдавать не менее 1,5-2 млн кв. м и рынок будет все поглощать. Цена будет постепенно расти: валюта растет, люди уезжают за границу, сложно найти квалифицированных рабочих, а у тех, кто остается, поднимаются зарплаты. В связи с конкуренцией улучшается качество, и все это ведет к увеличению цены за квадратный метр.
Прокомментируйте первым