По данным Liga360, положение о невозможности прекращения ипотеки из-за увеличения объема его ответственности опубликовано в постановлении КГС ВС по делу № 910/3359/18.
Обстоятельства дела
Исковое заявление обосновывается, в частности, наличием оснований для признания прекращенной ипотеки по ипотечному договору ввиду изменения основного обязательства по кредитному договору без согласия Общества как имущественного поручителя, вследствие чего увеличился объем ответственности Ипотекодателя.
Позиция Верховного Суда
Согласно части первой статьи 593 ГКУ право залога прекращается в случае:
-
прекращение обязательства, обеспеченного залогом;
-
потери предмета залога, если залогодатель не заменил предмет залога;
-
реализации предмета залога;
-
приобретения залогодержателем права собственности на предмет залога.
Право залога прекращается также в других случаях, установленных законом.
За императивными требованиями части первой статьи 17 Закона «Об ипотеке» ипотека прекращается в случае:
-
прекращения основного обязательства или окончания срока действия ипотечного договора;
-
реализации предмета ипотеки соответствии с настоящим Законом;
-
приобретения ипотекодержателем права собственности на предмет ипотеки;
-
признания ипотечного договора недействительным;
-
уничтожения (потери) переданного в ипотеку здания (сооружения), если ипотекодатель не восстановил ее. Если предметом ипотечного договора является земельный участок и расположенное на ней здание (сооружение), в случае уничтожения (потери) здания (сооружения) ипотека земельного участка не прекращается;
-
из других оснований, предусмотренных этим Законом.
Итак, статьей 17 Закона «Об ипотеке» не предусмотрено такого основания прекращения ипотеки как изменение обязательства, что привело к увеличению объема ответственности ипотекодателя. Основания прекращения ипотеки как отдельного вида обеспечения исполнения обязательства установлены отдельными нормами гражданского закона, а потому суд не может прибегать к аналогии закона и применять нормы, регулирующие основания прекращения других видов обеспечения исполнения обязательства независимо от степени их сходства относительно отношений или наименования сторон.