Действующее законодательство не устанавливает запрет и условия использования собственником жилого дома, квартиры для предпринимательской или торговой деятельности. В частности, в случае перепланировки жилья без вмешательства в конструктивные элементы здания. На этот момент обращает внимание Верховный Суд (Кассационный гражданский суд) в постановлении от 28.04.2020 г. по делу № 727/11479/17. Об этом сообщает Лига.Закон.
В сообщении отмечается, что суд рассмотрел спор двух совладельцев квартиры, один из которых провел строительные работы по перепланировке квартиры. В частности, он демонтировал перегородку между помещением двух комнат, но вмешательств в конструктивные элементы здания не осуществлял.
Суд первой инстанции исходил из того, что нарушение права истца на пользование квартирой произошло вследствие самовольного осуществления другим совладельцем реконструкции квартиры, использование этого имущества для осуществления торговой деятельности, продаже легковоспламеняющихся товаров из-за отсутствия пожарной сигнализации, нарушения заезда и прохода, пользования придомовой территорией.
Однако апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение об отказе в удовлетворении иска. Суд посчитал, что истец не доказал надлежащими и допустимыми доказательствами факта нарушения ее права пользования квартирой в результате строительных работ по перепланировке квартиры. А избранный истцом способ защиты в виде приведения квартиры в прежнее состояние не влечет прекращения торговой деятельности, нарушения заезда и прохода, пользования придомовой территорией.
Верховный Суд согласился с решением апелляционной инстанции и подчеркивает, что перепланировка квартиры, которая не предусматривала вмешательства в конструктивные элементы здания, не нуждались в соответствующих разрешительных документов на проведение таких работ.
Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом фактов, что такие перепланировки и использования квартиры в предпринимательской деятельности создают истцу препятствия в пользовании принадлежащим ей имуществом.